История

Основатель и президент Московской высшей школы социальных и эконоических наук Теодор Шанин - об истории возникновения Школы:



Московская Школа была задумана и начинала свою деятельность в начале 90-х годов, в период, когда в России, впервые за многие десятилетия, стало возможным появление чего-то нового в системе образования: иного по содержанию, иного по форме, по методам работы. Основной задачей Школы в этот период — ее миссией — было создание на российской почве университета, который бы по всем основным характеристикам был сопоставим с лучшими университетами мира. С одной стороны, это было признано необходимым для предотвращения оттока талантливой молодежи на Запад, а с другой — предпринималась попытка доказать, что в России нет фундаментальных препятствий для того, чтобы здесь успешно работала модель высшего образования, признанная эффективной в других странах мира. Одновременно с решением двух первых задач, Московская Школа позиционировала себя тем самым и как работающую модель такого университета, как экспериментальную площадку для апробации и внедрения инноваций в высшем образовании.

Основополагающая идея Московской Школы того периода — "органичная интеграция лучших черт российской высшей школы и западного высшего образования" потребовала для своей реализации тщательного и скрупулезного отбора этих "черт", с тем, чтобы они, во-первых, действительно сочетались между собой, а, во-вторых — дополняли друг друга и работали на общую цель: наилучшим образом, с использованием наиболее эффективных методов обучения и само–учения студентов формировать новый интеллектуальный потенциал для реформирующейся страны. Для реализации этой идеи были отобраны и обучены в ведущих западных университетах лучшие российские преподаватели–гуманитарии, которых тогда можно было найти, создана академическая библиотека, которая и сейчас остается, во многом, уникальным примером того, как может работать в российском университете по-западному устроенная библиотека, разработаны учебные планы и программы, которые затем были признаны и аккредитованы как британскими университетами, так и Министе6рством образования Российской Федерации.
Результаты работы Московской Школы показывают, что с этой своей основной задачей она справилась — удалось создать эффективно действующий Российско–Британский университет, где успешно работают все элементы западной модели обучения и не потеряно ничего из лучших традиций российской академической школы. Сегодня Московская высшая школа социальных и экономических наук — это некоммерческое негосударственное образовательное учреждение, ведущее программы постдипломного обучения и успешно работающее в рамках двух образовательных систем, фактически, в европейском образовательном пространстве. Таким образом, за шесть лет до подписания Болонской Декларации Московская Школа уже являла собой "Болонскую структуру". Содержание и качество учебных программ, объем учебных часов и методы академической работы соответствуют как требованиям российских стандартов, регламентирующих дополнительное (поствузовское) образование, так и, одновременно, всем параметрам европейской системы качества высшего образования.

Второй стратегической задачей деятельности Московской Школы изначально была и до сегодняшнего дня является поддержка и развитие социальных и гуманитарных наук и фундаментального образования, что было крайне сложно в начале работы Школы, поскольку тогда сфера социальных наук была полностью заброшена, и что очень непросто делать и сейчас, в условиях нарастающей коммерциализации высшего образования в стране. Одновременно решалась задача изменения содержания гуманитарного образования, которое к моменту начала работы Школы еще было либо сильно политизировано, либо искажено предыдущим опытом. Социология (как наука об обществе, а не как сугубо прикладная дисциплина), теория политической науки, основы социальной работы, правоведение (как правопонимание, как формирование юридического мышления) — вот те дисциплины, которые преподаются в Московской Школе с начала ее основания. Удерживать такие "некоммерческие" факультеты на протяжении девяти лет Школе удается за счет целенаправленных усилий по привлечению спонсорских средств от международных благотворительных фондов и организаций, способствующих развитию российского образования. В их числе: программа ТАСИС, Фонд Форда, Всемирный Банк, Леверхулм Траст. В последние годы к числу организаций, поддерживающих Московскую Школу, начали присоединяться и российские спонсоры: Министерство Образования Российской Федерации (посредством финансирования научных исследований Школы), Национальный фонд подготовки кадров. По всем прогнозам, этот элемент стратегии Московской Школы всегда будет нуждаться в финансовой поддержке со стороны российских и международных благотворительных организаций, поскольку рынок сегодня, в основном, сориентирован на поддержку бизнес–образования. В то время, как часть факультетов программ могут стать устойчивыми и финансово независимыми, ряд других всегда будет требовать помощи от спонсоров.

Третьим элементом стратегии Школы было и остается обеспечение максимального доступа к ее образовательным программам для представителей регионов России и стран бывшего Советского Союза, для которых программы такого рода недоступны в их регионах и республиках. Для реализации этой цели был осуществлен целенаправленный поиск средств, которые могли бы быть использованы как стипендии для слушателей–немосквичей. Это удалось сделать, и, начиная со второго учебного года, в Московской Школе слушатели из российской провинции и представители стран ближнего зарубежья стабильно составляют от половины до двух третей от общего числа слушателей.

Наконец, еще одним важнейшим направлением деятельности Московской Школы является возвращение науки в высшую школу. Одним из непременных условий работы преподавателей и студентов является их полноценная научная деятельность: преподаватели, одновременно с учебным процессом, должны вести исследовательские проекты, публиковаться, участвовать в международных научных форумах, а студенты — участвовать в научных проектах Школы, вести собственные проекты при поддержке Школы, готовить магистерские диссертации.

На сегодняшний день одним из наиболее важных элементов стратегии Школы — тем направлением, на котором сосредоточены основные усилия всех сотрудников и преподавателей является деятельность Московской Школы в качестве модели, своего рода, "полигона" для отработки того нового, что может быть в дальнейшем использовано в высшем образовании России.

Московская Школа является "пионерской", внедренческой структурой для организационных и содержательных инноваций, которые могут обогатить российское высшее образование. К числу инноваций, которые Школа сегодня отрабатывает на своем примере, следует отнести, в первую очередь, следующие:

  1. Интеграция качественного гуманитарного знания в управленческую, экономическую, предпринимательскую деятельность. Для выполнения этой цели в Школе созданы условно менеджериальские факультеты: факультет менеджмента в сфере образования, в сфере культуры, в социальной сфере. В настоящее время идут переговоры о создании программы МВА в сфере высшего образования, программы МРА для управленцев социальной сферы.
  2. Создание и развитие новых дисциплин, поддерживающих профессии, необходимые рынку труда. За последние годы в школе появились программы, аналогов которым нет в других российских университетах. Это программа по менеджменту в сфере культуры, программа психологического консультирования и программа подготовки специалистов в области образовательной политики. Создавая такие программы, Московская Школа также апробирует новый подход к образованию: компетентностный подход, основанный на получении не только знаний, но и необходимых для успешной профессиональной деятельности умений, компетентностей (skills).
  3. Развитие новых форм организации образовательной деятельности. В течение последних двух лет Московская Школа формировала, на базе одного из своих факультетов, программу дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это не просто еще одна инновация, или следование моде. В условиях современной России, где достаточно остро стоят вопросы равного доступа к качественному высшему образованию, невысокой (по целому ряду причин) мобильности людей, нуждающихся в базовом и/или дополнительном образовании, которое бы позволило им занять достойное место в жизни, а также проблемы, связанные с быстро меняющимися потребностями рынка труда, за которыми не успевает система профессиональной переподготовки — в этих условиях возможности, которые открывает активное вхождение в образовательную среду современных информационных технологий, должны быть максимально эффективно использованы российскими университетами. Осенью 2002 года факультет менеджмента в сфере культуры осуществил в Манчестерском университете валидацию своей дистанционной программы (уровень PG — Postgraduate Diploma) и в январе 2003 года приступил к ее реализации. Идея дистанционного обучения рассматривается Московской Школой и как элемент развития системы непрерывного обучения на протяжении всей жизни (Lifelong Learning), что также находится в поле ее зрения.
  4. Интеграция образовательной системы России в Болонский процесс. За годы своего существования, и, особенно за последние несколько лет, Московская Школа значительно продвинулась в плане своей способности оказывать влияние на образовательную систему страны. Школа все отчетливее становится в глазах участников российского образовательного процесса примером того, что идеи Болонской декларации не являются чуждым для России или навязываемым извне новшеством: опыт Школы убедительно показывает, что интеграция в европейское образовательное пространство, во-первых, возможна, а, во-вторых, не влечет за собой никаких негативных (разрушительных) последствий для отечественного высшего образования. В настоящее время идут переговоры руководства Школы с Министерством образования о возможности создания на базе Московской Школы экспериментальной площадки по отработке направлений, заданных Болонской Декларацией, разрабатываются концептуальные основы ее деятельности.
  5. Развитие стратегических направлений, нуждающихся в подготовке высококлассных специалистов. К числу наиболее масштабных и успешных проектов Московской Школы можно отнести создание Центра изучения образовательной политики (ЦИОП). Этот проект направлен на содействие модернизации российского образования посредством подготовки специалистов в ключевых областях образовательной деятельности, в первую очередь — в области образовательной политики. Задача Центра — сформировать когорту высококвалифицированных, владеющих современными методами аналитиков и экспертов, способных анализировать и формировать образовательную политику своих регионов и страны в целом. Одной из особенностей этой программы является ее формат — возможность обучать в режиме Открытого Обучения позволяет привлечь к обучению особый контингент студентов — взрослых людей, работающих на ответственных должностях. Только такая система обучения открывает возможность для людей этого уровня получить необходимое образование. Эта система образования сейчас активно задействуется университетами в других странах, поэтому и здесь Московская Школа является внедренческой структурой для российского образования.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1